РусскийБеларускi

 

 

Обратите внимание

С нами сотрудничают

Опрос

Как вы относитесь к электронным дневникам и журналам в школе?

ответить

Результаты опросов

Новости МЧС


25.09.2017

«Молодежь за безопасность!»

подробнее...

23.09.2017

Завершили акцию с огоньком!

подробнее...

22.09.2017

В центре внимания — дети!

подробнее...

Статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Экзамены

 

 

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящие Правила определяют порядок и формы про­ведения аттестации, порядок перевода в следующий класс, пере­смотра положительной годовой отметки, допуска к выпускным экзаменам, организации выпускных экзаменов и завершения обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования при освоении содержания образовательных про­грамм общего среднего образования в учреждениях общего сред­него образования, специальных учебно-воспитательных учреж­дениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, об­разовательно-оздоровительных центрах, учреждениях высшего образования (далее — учреждения образования).

ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ

  1. В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандар­тов общего среднего образования и учебно-программной доку­ментации образовательных программ общего среднего образо­вания проводится текущая, промежуточная и итоговая атте­стация учащихся.
  2. Аттестация учащихся осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности по каждому учебному предмету, определяемыми образовательными стан­дартами общего среднего образования.
  3. Аттестация учащихся при освоении содержания образо­вательных программ общего среднего образования, за исклю­чением текущей и промежуточной аттестации учащихся I—IIклассов, осуществляется на основе отметок в баллах по деся­тибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками  «зачтено»,   «не зачтено»,   «не аттестован(а)»  или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».

Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (де­сяти) баллов: «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», «10», «зачтено» и записи «освобожден(а)»,  «не изучал(а)».

  1. В случае отсутствия у учащегося результатов учебной деятельности в образовательном процессе ему выставляется отметка «0» баллов.
  2. При невозможности оценить результаты учебной деятель­ности по причине пропусков учебных занятий по уважитель­ным причинам в течение четверти учащийся не аттестуется по всем или отдельным учебным предметам. При этом таким учащимся:

за четверть вносится запись «не аттестован»;

аттестация за учебный год проводится при наличии поло­жительных отметок не менее чем в одной четверти.

  1. При невозможности оценить результаты учебной деятель­ности по причине систематических пропусков учебных заня­тий без уважительных причин учащийся не аттестуется по всем или отдельным учебным предметам. При этом таким учащимся соответственно за четверть, учебный год вносится запись «не аттестован».
  2. При проведении промежуточной и итоговой аттестации  по завершении учебного года по учебному предмету «Физи­ческая культура и здоровье» учащимся, которые занимаются в специальной медицинской группе или в группе лечебной физической культуры, выставляется отметка «зачтено».
  3. Учащемуся, который по состоянию здоровья временно или постоянно освобожден от учебных занятий по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение», соответственно за четверть, учебный год  вносится запись «освобожден(а)».
  1. Текущая и промежуточная аттестация учащихся I—П клас­сов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной дея­тельности учащихся, без выставления отметок.
  2. Промежуточная аттестация учащихся вечерней школы, обучающихся в заочной форме получения образования, прово­дится по результатам сдачи зачетов с выставлением отметок в баллах.

Материалы для проведения зачета по соответствующему учебному предмету разрабатывает педагогический работник, пре­подающий данный учебный предмет. Расписание проведения зачетов утверждает руководитель вечерней школы. Для прове­дения одного зачета на каждого учащегося отводится 1/3 ака­демического часа.

К сдаче зачетов допускаются учащиеся, которые выполни­ли предусмотренные учебной программой практические, лабора­торные и контрольные работы по каждому учебному предмету. Результаты выполнения данных работ учитываются при выстав­лении общей отметки за зачет.

Итоговая отметка при заочной форме обучения учащимся выставляется как среднее арифметическое отметок, получен­ных при сдаче зачетов.

  1. Промежуточная, итоговая аттестация по завершении учебного года учащихся средних школ-училищ олимпийского резерва по учебному предмету «Физическая культура и здо­ровье» осуществляется штатным тренером-преподавателем по спорту и (или) инструктором-методистом средней школы-учи­лища олимпийского резерва на основании результатов выпол­нения учащимися учебных нормативов, определяющих уро­вень их физической подготовленности, теоретических знаний, предусмотренных учебной программой по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

Промежуточная, итоговая аттестация по завершении учеб­ного года специализированных по спорту классов учреждений образования по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» осуществляется педагогическим работником учреж­дения образования на основании выписки из протокола сдачи учебных нормативов, определяющих уровень физической под­готовленности учащихся и их теоретических знаний, преду­смотренных учебной программой по учебному предмету «Физи­ческая культура и здоровье», подписанной руководителем спе­циализированного учебно-спортивного учреждения и направ­ленной в учреждение образования не позднее чем за три дня до проведения аттестации.

Промежуточная и итоговая аттестация по завершении учебного года учащихся специализированных по спорту клас­сов суворовских училищ по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» осуществляется штатным тренером-пре­подавателем по спорту на основании выписки из протокола сдачи учебных нормативов, определяющих уровень физической подготовленности учащихся и их теоретических знаний, пре­дусмотренных учебной программой по учебному предмету «Физи­ческая культура и здоровье».

  1. Аттестация учащихся может осуществляться в устной, письменной и практической формах. Допускается сочетание указанных форм.
  2. Текущую, промежуточную и итоговую аттестацию по завершении учебного года учащихся осуществляют педагоги­ческие работники, которые преподают соответствующие учеб­ные предметы.
  3. Итоговую аттестацию учащихся по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обуче­ния и воспитания на II и III ступенях общего среднего обра­зования, осуществляют экзаменационные комиссии.
  4. Порядок проведения итоговой аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание либо временно пребывающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граж­дан Республики Беларусь, пребывавших на территории иност­ранных государств, для решения вопроса о продолжении обуче­ния в учреждениях образования Республики Беларусь опре­деляется педагогическим советом учреждения образования.

 

ГЛАВА 3 ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА УЧАЩИХСЯ В СЛЕДУЮЩИЙ КЛАСС ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЗАВЕРШЕНИИ УЧЕБНОГО ГОДА

  1. Учащиеся, имеющие положительные годовые отметки, а также учащиеся I—II классов, имеющие результаты учебной деятельности, которые оценивались на содержательно-оценоч­ной основе, в том числе учащиеся, освобожденные по состоя­нию здоровья от учебных занятий по учебным предметам «Фи­зическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение» или прохождения учебно-полевых сборов, учащиеся, которым вы­ставлена по учебному предмету «Физическая культура и здо­ровье» отметка «зачтено» переводятся в следующий класс по завершении учебного года на основании решения педагоги­ческого совета учреждения образования.
  2. Учащиеся, не прошедшие итоговую аттестацию в уста­новленный срок по уважительным причинам, учащиеся, не про­шедшие итоговую аттестацию в установленный срок по неува­жительным причинам или получившие по ее результатам го­довые отметки «О» баллов,  «не зачтено»,  «не аттестован(а)» по одному или двум учебным предметам, получают учебные за­дания на лето и проходят итоговую аттестацию в другой срок.
  3. С учащимися, получившими учебные задания на лето, в течение трех недель проводятся учебные занятия и консуль­тации в соответствии с расписанием, утверждаемым руководи­телем учреждения образования.
  4. Факт получения учебных заданий на лето, расписание учебных занятий доводятся до сведения законных представи­телей учащихся письменно в течение трех дней после завер­шения учебного года.
  5. Выполнение учебных заданий на лето контролируют пе­дагогические работники, преподающие соответствующие учеб­ные предметы.
  6. Итоговая аттестация в другой срок учащихся, получив­ших учебные задания на лето, проводится в сроки, установлен­ные пунктом 91 настоящих Правил, по расписанию, утверж­даемому руководителем учреждения образования.

Форма проведения итоговой аттестации в другой срок по со­ответствующему учебному предмету определяется педагоги­ческим работником и согласовывается с руководителем уч­реждения образования.

  1. Учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию в другой срок, переводятся в следующий класс до 30 августа на основании решения педагогического совета учреждения образования.
  2. Учащийся, получивший при проведении итоговой атте­стации в другой срок отметку «0» баллов по одному учебному предмету либо не явившийся без уважительных причин на ито­говую аттестацию в другой срок, остается на повторный год обучения.
  3. Учащийся, не явившийся на итоговую аттестацию за учебный год в другой срок по уважительным причинам, на осно­вании решения педагогического совета учреждения образова­ния может быть переведен в следующий класс с условием усво­ения учебного материала по соответствующим учебным пред­метам в течение месяца.
  4. С учащимися, условно переведенными в следующий класс, в сентябре проводятся дополнительные занятия за счет часов, выделяемых в учебном плане учреждения образования на фа­культативные занятия.
  5. Итоговая аттестация учащихся, условно переведенных в следующий класс, проводится по расписанию, утверждае­мому руководителем учреждения образования.
  6. Учащиеся, условно переведенные в следующий класс, успешно прошедшие итоговую аттестацию за учебный год по соответствующим учебным предметам в другой срок, перево­дятся в следующий класс на основании решения педагоги­ческого совета учреждения образования до 10 октября.
  7. Учащийся, условно переведенный в следующий класс, получивший при проведении итоговой аттестации в другой срок отметку «0» баллов по одному учебному предмету, оста­ется на повторный год обучения.
  8. В начале учебного года учащиеся, условно переведен­ные в следующий класс, учитываются в составе того класса, в который они переведены.
  9. Учащиеся,  пропустившие более 45 учебных дней по болезни или в связи с переездом на новое место жительства, могут быть оставлены на повторный год обучения по заявле­нию их законных представителей и решению педагогического
    совета учреждения образования.
  10. Учащийся, который самостоятельно усвоил материал, предусмотренный учебными программами по учебным предметам соответствующего (следующего) класса, или учащийся, который обучался по индивидуальному учебному плану, мо­жет быть досрочно переведен в следующий класс. Вопрос о до­срочном переводе решается учреждением образования на про­тяжении первого месяца учебного года.
  11. Для решения вопроса о переводе учащегося в следую­щий класс досрочно один из его законных представителей по­дает до 10 сентября текущего учебного года заявление на имя руководителя учреждения образования.
  12. Перевод учащегося осуществляется после проведения до­срочно итоговой аттестации за год. Для проведения итоговой аттестации учащихся, определенных в пункте 32 настоящих Правил, приказом руководителя учреждения образования со­здается комиссия в составе руководителя учреждения образо­вания или его заместителя по основной деятельности (предсе­датель комиссии) и педагогических работников, которые пре­подают соответствующие учебные предметы.
  13. Комиссия:

определяет формы и сроки проведения досрочно итоговой аттестации по соответствующему учебному предмету;

разрабатывает материалы для проведения досрочно итого­вой аттестации в соответствии с учебными программами по соответствующим учебным предметам.

Материалы для проведения досрочно итоговой аттестации утверждаются председателем комиссии.

  1. Расписание проведения досрочно итоговой аттестации утверждается руководителем учреждения образования и дово­дится до учащихся и их законных представителей не позднее чем за неделю до ее проведения.
  2. Итоги проведения досрочной итоговой аттестации по каж­дому учебному предмету вносятся в протокол выпускного экзамена.

Учащиеся, имеющие при проведении досрочной итоговой аттестации положительные годовые отметки, на основании протокола выпускного экзамена решением педагогического со­вета досрочно переводятся в следующий класс. Решение педа­гогического совета утверждается приказом руководителя уч­реждения образования и доводится до сведения учащихся и их законных представителей до 1 октября.

В классном журнале и иной документации учреждения образования делаются соответствующие записи.

ГЛАВА 4 ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ГОДОВОЙ ОТМЕТКИ

  1. Допускается пересмотр положительной годовой отметки не более чем по двум учебным предметам в случае, если с ней не согласен учащийся или его законный представитель.
  2. Для пересмотра положительной годовой отметки уча­щийся или его законные представители подают в течение двух дней после завершения учебного года заявление на имя руко­водителя учреждения образования.
  3. Пересмотр положительной годовой отметки осуществ­ляется учреждением образования в следующие сроки:

при переводе в следующий класс — в течение десяти дней со дня подачи заявления;

при завершении обучения и воспитания на II и III ступе­нях общего среднего образования — в течение пяти дней со дня подачи заявления.

  1. Для пересмотра положительной годовой отметки при­казом руководителя учреждения образования создается комис­сия по соответствующему учебному предмету, в состав которой входят руководитель учреждения образования либо его заме­ститель по основной деятельности (председатель комиссии) и два педагогических работника, один из которых аттестовал учащегося.
  2. Экзаменационные материалы по учебным предметам, по которым пересматривается положительная годовая отметка, разрабатывает учреждение образования.
  3. Решение комиссии о пересмотре положительной годовой отметки по соответствующему учебному предмету оформляется протоколом выпускного экзамена.

В случае несовпадения положительной годовой отметки, выставленной педагогическим работником, с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией учреждения обра­зования, последняя вносится руководителем учреждения обра­зования в классный журнал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению классного журнала.

  1. Учащийся или его законный представитель в случае несогласия с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией учреждения образования, имеет право обратиться в отдел (управление) образования местного исполнительного
    и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования с заявлением о ее пересмотре.
  2. Для пересмотра положительной годовой отметки, выставленной комиссией учреждения образования, приказом отде­ла (управления) образования местного исполнительного и рас­порядительного органа создается комиссия в составе одного из
    специалистов отдела (управления) образования (председатель комиссии), руководителя (его заместителя по основной деятельности) учреждения образования, одного из педагогических ра­ботников, преподающих соответствующий учебный предмет в
    ином учреждении образования.
  3. Экзаменационные материалы по учебным предметам, по которым пересматривается положительная годовая отметка, выставленная комиссией учреждения образования, разрабаты­вает отдел (управление) образования местного исполнительного
    и распорядительного органа.
  4. Решение комиссии отдела (управления) образования мест­ного исполнительного и распорядительного органа о пересмотре положительной годовой отметки, выставленной комиссией уч­реждения образования по соответствующему учебному пред­мету, оформляется протоколом и пересмотру не подлежит.

В случае несовпадения положительной годовой отметки, вы­ставленной комиссией учреждения образования, с положитель­ной годовой отметкой, выставленной комиссией отдела (управ­ления) образования местного исполнительного и распоряди­тельного органа, последняя вносится руководителем учрежде­ния образования в классный журнал.

ГЛАВА 5 ДОПУСК УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ

  1. Выпускные экзамены проводятся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образо­вания (далее — выпускные экзамены).
  2. К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, имею­щие положительные годовые отметки по всем учебным пред­метам, а также учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение», и учащиеся, которым выставлена по учебному предмету «Физическая культура и здо­ровье» отметка «зачтено».

Кроме того, к выпускным экзаменам по завершении обуче­ния и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие годовые отметки «0» баллов или не аттестованные не более чем по двум учебным предме­там, за исключением тех учащихся, которые имеют годовые отметки «0» баллов или не аттестованные по учебным пред­метам, по которым проводятся выпускные экзамены.

  1. Учащиеся, которые на выпускных экзаменах по завер­шении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили отметку «0»  баллов не более чем по двум учебным предметам, повторно сдают выпускные экзаме­ны по этим учебным предметам в сроки, установленные пунк­том 91 настоящих Правил.
  2. К выпускным экзаменам по завершении обучения и вос­питания на III ступени общего среднего образования допуска­ются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, в том числе учащиеся, освобожден­ные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение», и учащиеся, которым выставлена по учебному предмету «Физи­ческая культура и здоровье» отметка «зачтено».
  3. Учащиеся, имеющие годовую отметку «О» баллов или не аттестованные по одному из учебных предметов по завер­шении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, допускаются к выпускному экзамену по этому
    учебному предмету в сроки, установленные пунктом 91 настоя­щих Правил.
  4. Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен или получившие отметку «О» баллов по одному учебному предмету на выпускном экзамене по завершении обучения и воспита­ния на III ступени общего среднего образования, сдают вы­пускной экзамен по этому учебному предмету в сроки, уста­новленные пунктом 91 настоящих Правил.
  5. Учащиеся, имеющие годовые отметки «О» баллов или не аттестованные по двум и более учебным предметам по за­вершении обучения и воспитания на III ступени общего сред­него образования, к выпускным экзаменам не допускаются, им выдается справка об обучении в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
  6. Учащимся, которые не явились хотя бы на один выпуск­ной экзамен по завершении обучения и воспитания на III сту­пени общего среднего образования, в том числе в другой срок, и (или) при сдаче в другой срок выпускных экзаменов полу­чили отметку «О» баллов хотя бы по одному учебному предмету, выдается справка об обучении в порядке, установленном Мини­стерством образования Республики Беларусь.

ГЛАВА 6 ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

  1. От всех выпускных экзаменов при условии наличия
    положительных отметок за год освобождаются:

на основании приказа Министерства образования Респуб­лики Беларусь и приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Мин­ского городского исполнительного комитета — учащиеся, являю­щиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для уча­стия в предметных международных олимпиадах и других интел­лектуальных соревнованиях;

на основании приказа Министерства образования Респуб­лики Беларусь — учащиеся учреждений образования, подчинен­ных Министерству образования Республики Беларусь, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и 'других интел­лектуальных соревнованиях;

на основании приказа отдела (управления) образования мест­ных исполнительных и распорядительных органов:

учащиеся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, утверждаемый Министер­ством здравоохранения Республики Беларусь;

учащиеся, обучающиеся и воспитывающиеся на дому;

учащиеся-женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

на основании приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минско­го городского исполнительного комитета и приказов учрежде­ний образования, подчиненных Министерству образования Рес­публики Беларусь, — кандидаты и участники международных спортивных соревнований в случае совпадения сроков подго­товки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.

  1. От выпускных экзаменов по соответствующему учеб­ному предмету освобождаются:

на основании приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Мин­ского городского исполнительного комитета — учащиеся, явля­ющиеся победителями третьего этапа республиканской олим­пиады по учебному предмету;

на основании приказа Министерства образования Респуб­лики Беларусь — учащиеся учреждений образования, подчинен­ных Министерству образования Республики Беларусь, явля­ющиеся победителями третьего и заключительного этапов рес­публиканской олимпиады по учебному предмету;

на основании приказа Министерства образования Респуб­лики Беларусь и приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Мин­ского городского исполнительного комитета — учащиеся, явля­ющиеся победителями заключительного этапа республикан­ской олимпиады по учебному предмету.

  1. Для освобождения от выпускных экзаменов:
    учащиеся (их законные представители), указанные в абза­цах пятом-шестом пункта 56 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руко­водителю учреждения образования заявление,  заключение врачебно-консультационной комиссии;

учащиеся (их законные представители), указанные в абза­це седьмом пункта 56 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования заявление, копию свидетельства о рождении ребенка.

Учреждения образования представляют в отдел (управле­ние) образования местного исполнительного и распорядитель­ного органа по месту нахождения учреждения образования копии решения педагогического совета учреждения образова­ния о представлении к освобождению учащихся от выпускных экзаменов, а также копии документов, указанных в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта.

Отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа в течение двух дней со дня пред­ставления учреждением образования необходимых документов принимает решение об освобождении учащихся от выпускных экзаменов и доводит до сведения учреждений образования в течение двух дней.

  1. Учащимся, указанным в пункте 56 настоящих Правил, в качестве итоговых отметок выставляются годовые отметки.

Учащимся, указанным в пункте 57 настоящих Правил, в ка­честве итоговой отметки по соответствующему учебному пред­мету выставляется отметка «10» баллов.

ГЛАВА 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

  1. Министерство образования Республики Беларусь еже­годно до начала учебного года определяет перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, фор­мы проведения выпускных экзаменов.
  2. Выпускные экзамены состоят:

по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования — из обязательных выпускных экзаменов;

по завершении обучения и воспитания на III ступени об­щего среднего образования — из обязательных выпускных экза­менов и выпускных экзаменов по выбору учащихся.

Учащиеся учреждений общего среднего образования или классов (групп) в учреждениях общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства, наряду с обязательными выпуск­ными экзаменами и выпускными экзаменами по выбору сдают выпускной экзамен по языку национального меньшинства.

Учащиеся лицеев, специализированных лицеев, гимназий, гимназий-интернатов, суворовских училищ за период обуче­ния на III ступени общего среднего образования сдают в ка­честве обязательного выпускной экзамен по одному из учеб­ных предметов физико-математического, химико-биологиче­ского, филологического, обществоведческого направления.

Учащиеся базовой школы-колледжа искусств, средней школы-колледжа искусств, гимназии-колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на II ступени общего сред­него образования наряду с обязательными выпускными экзаме­нами сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учеб­ных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

Учащиеся средней школы-колледжа искусств, гимназии-колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с обязатель­ными выпускными экзаменами и выпускными экзаменами по выбору сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на разви­тие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

  1. Для сдачи выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащиеся должны не позднее чем за три недели до начала выпускных экзаменов информировать руководителя учрежде­ния образования о перечне учебных предметов для сдачи выпускных экзаменов.
  2. Сроки проведения выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, в том числе по языку национального меньшинства, определяются
         Министерством образования Республики Беларусь и доводятся до сведения участников образовательного процесса через сред­ства массовой информации, выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в устной форме, по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие спо­собностей учащихся в области отдельных видов искусств, — учреждениями образования.
  3. Расписание выпускных экзаменов утверждается руково­дителем учреждения образования и доводится до сведения уча­стников образовательного процесса не позднее чем за десять дней до начала выпускных экзаменов.
  4. При составлении расписания выпускных экзаменов не­обходимо учитывать:

сроки проведения выпускных экзаменов;

не менее двух дат в случае необходимости проведения вы­пускного экзамена в письменной форме по соответствующему учебному предмету;

проведение не более одного выпускного экзамена в день в каждом классе;

обеспечение продолжительности перерыва между выпуск­ными экзаменами не менее одного дня;

конкретные даты выпускных экзаменов по учебным предме­там, которые проводятся в письменной форме, определяемые Министерством образования Республики Беларусь.

  1. Выпускные экзамены проводятся по текстам, содержа­щимся в сборниках экзаменационных материалов по соответ­ствующим учебным предметам, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке,
    и билетам, утверждаемым Министерством образования Респуб­лики Беларусь.
  2. Указанные в пункте 66 настоящих Правил тексты и би­леты разрабатываются на основании требований образователь­ных стандартов общего среднего образования к уровню подго­товки учащихся при завершении обучения и воспитания на
    II и III ступенях общего среднего образования, по соответст­вующим учебным предметам, учебно-программной документа­ции образовательных программ общего среднего образования.
  3. Практические задания, которые предусматриваются би­летами, разрабатываются педагогическими работниками уч­реждения образования и утверждаются его руководителем не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.
  4. Выпускные экзамены принимаются экзаменационными комиссиями.

Экзаменационные комиссии по каждому учебному предмету, по которому проводятся выпускные экзамены, утверждаются руководителем учреждения образования не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов:

по завершении обучения и воспитания на II ступени об­щего среднего образования — в составе председателя комис­сии (руководителя учреждения образования, либо его замести­теля по основной деятельности, либо педагогического работни­ка высшей квалификационной категории) и двух членов комис­сии, в том числе педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен;

по завершении обучения и воспитания на III ступени об­щего среднего образования — в составе председателя комис­сии (руководителя учреждения образования, либо его замести­теля по основной деятельности, либо педагогического работни­ка высшей квалификационной категории) и трех членов комис­сии, в том числе педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен.

  1. Председателем экзаменационной комиссии не может быть педагогический работник, преподававший в данном клас­се учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен.
  2. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00.
  3. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования на проведение выпускных экза­менов по учебным предметам, которые проводятся в письмен­ ной форме, отводится:

4астрономических часа — по учебному предмету «Мате­матика»;

1 астрономический час — по учебным предметам «Белорус­ский язык»,  «Русский язык».

  1. По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования на проведение выпускных экза­менов по учебным предметам, которые проводятся в письмен­ ной форме, отводится:

5астрономических часов — по учебному предмету «Мате­матика»;

4 астрономических часа — по учебным предметам «Белорус­ский язык»  и  «Русский язык».

  1. На выпускные экзамены учащимся не разрешается при­носить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.
  2. При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом учреждения образования для вы­полнения письменной работы или подготовки к устному ответу.
  3. Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экзаменационной комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.
  4. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене по учебному предмету, который проводится в устной форме, уча­щемуся отводится не более 30 минут.

Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учаще­гося по вопросам билета, о результатах выполнения практиче­ских заданий, не прерывая его ответа. Учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного мате­риала, предусмотренного билетом.

В случае, если учащийся не ответил по билету, экзамена­ционная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отмет­ки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

  1. На выпускных экзаменах по учебным предметам, кото­рые проводятся в устной форме, учащиеся могут пользоваться картами, таблицами, моделями, схемами, муляжами, калькуля­торами,  лабораторным оборудованием,  аудиовизуальными
    средствами (репродукциями, слайдами, фонозаписями), а так­ же не более пяти минут — текстами художественных произве­дений, которые необходимо отвечать наизусть.
  1. Письменные работы учащихся после завершения выпу­скных экзаменов хранятся в сейфе у руководителя учрежде­ния образования и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям. Проверка экзаменационных работ осущест­вляется в учреждении образования.
  2. Результаты оценивания письменных работ и устных от­ветов учащихся экзаменационные комиссии вносят в протоколы выпускных экзаменов. Протокол подписывается членами экза­менационной комиссии по соответствующему учебному предмету.
  3. Отметки, полученные учащимися на выпускных экза­менах, которые проводятся в устной форме, объявляются уча­щимся после окончания выпускных экзаменов, а в письмен­ной форме — не позднее чем за один день до проведения сле­дующего выпускного экзамена.
  4. По учебным предметам, по которым проводятся выпу­скные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме экзаменационной отметки итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок.

Итоговая отметка выставляется:

на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;

на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.

В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка вы­ставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.

При получении экзаменационной отметки «0» баллов не мо­жет быть выставлена положительная итоговая отметка.

  1. В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии в оценивании письменной работы либо устного ответа учащегося, а также при выставлении итоговой отметки вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в про­токол выпускного экзамена мнений членов комиссии, которые не согласны с выставленной отметкой. При равном количестве голосов преимущество отдается предложению в пользу учащегося.

Окончательное решение по спорным вопросам принимает­ся отделом (управлением) образования местного исполнитель­ного и распорядительного органа по месту нахождения учреж­дения образования.

  1. Экзаменационные и итоговые отметки, которые выстав­лены учащимся выпускных классов, а также годовые отметки по учебным предметам, которые включаются в свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием), или в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) по итогам их изучения в предыдущих классах, пересмотру не подлежат.
  2. Учащиеся, которые по завершении обучения и воспита­ния на II ступени общего среднего образования не изучали на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экза­менов учебные предметы «Белорусский язык» и «История Бе­ларуси», выпускной экзамен по этим учебным предметам не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (сви­детельство об общем базовом образовании с отличием) вно­сится запись  «не изучал(а)».

Если учащиеся самостоятельно или с помощью педагогиче­ского работника усвоили содержание учебных предметов «Бело­русский язык», «История Беларуси», то они имеют право сда­вать выпускные экзамены по этим учебным предметам. В сви­детельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговых отметок по этим учебным предметам выставляются экзамена­ционные отметки.

  1. Учащиеся, указанные в пункте 16 настоящих Правил, зачисленные в соответствующие классы для продолжения обу­чения и воспитания на III ступени общего среднего образо­вания, по учебным предметам «Белорусский язык», «История
    Беларуси» не аттестуются. В аттестат об общем среднем обра­зовании (аттестат об общем среднем образовании особого образ­ца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись «не изучал(а)».

В случае, если учащиеся при завершении обучения на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебных предметов «Белорусский язык», «История Беларуси», они имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учеб­ным предметам с выставлением экзаменационных отметок в ат­тестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью).

  1. Учащиеся, изучавшие учебные предметы «Белорусская литература», «История Беларуси» только на протяжении двух последних лет на III ступени общего среднего образования, мо­гут ознакомиться с основными произведениями, предусмот­ренными учебной программой последнего года обучения на II ступени общего среднего образования по учебному предмету «Белорусская литература», с учебным материалом по учебному предмету «История Беларуси», предусмотренным учебными про­граммами за период обучения на II ступени общего среднего образования, и имеют право сдавать выпускные экзамены по выбору по указанным учебным предметам. Экзаменационная отметка за речевое оформление устного ответа в таком случае этим учащимся не снижается.

Учащиеся, изучавшие учебные предметы «Белорусская лите­ратура» и «История Беларуси» только на протяжении послед­него года обучения на III ступени общего среднего образова­ния, по этим учебным предметам не аттестуются. В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем об­разовании особого образца с награждением золотой (серебря­ной) медалью) им вносится запись «не изучал(а)».

  1. В отдельных случаях (оздоровление, лечение, переезд на новое место жительства и др.) сроки проведения выпуск­ных экзаменов на основании заявлений законных представи­телей могут быть изменены учреждением образования по со­гласованию с отделами (управлениями) образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахож­дения учреждения образования, но не раньше 15 мая и не позднее 10 июля.

При этом для выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, тексты разрабаты­ваются управлениями образования областных исполнительных комитетов, комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета на основании заявок отделов (управ­лений) образования местных исполнительных и распоряди­тельных органов.

  1. Учащиеся, которые заболели в период проведения вы­пускных экзаменов и выздоровели до их окончания, сдают про­пущенные выпускные экзамены до 10 июля. В случае продол­жения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в сроки, указанные в пункте 91 настоящих Правил.
  2. Если учащиеся, проживающие или обучающиеся в зоне радиационного загрязнения, выезжают в организованном по­рядке на оздоровление либо санаторно-курортное лечение в сроки, установленные для проведения выпускных экзаменов,
    учреждение образования может по согласованию с отделом (управлением) образования местного исполнительного и распо­рядительного органа по месту нахождения учреждения образо­вания принять решение о сдаче этими учащимися выпускных экзаменов в сроки, указанные в пункте 91 настоящих Правил.

 

ГЛАВА 8 ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

В ДРУГОЙ СРОК

  1. В период с 21 по 28 августа по расписанию, утвержден­ному руководителем учреждения образования, проводится ито­говая аттестация:

учащихся, получивших учебные задания на лето;

учащихся, которые на выпускных экзаменах по заверше­нии обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили отметку «0» баллов не более чем по двум учебным предметам;

учащихся, имеющих годовую отметку «0» баллов или не аттестованных по одному из учебных предметов по заверше­нии обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;

учащихся, не явившихся на выпускной экзамен или полу­чивших отметку «0» баллов по одному учебному предмету на выпускном экзамене по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;

учащихся, которые заболели в период проведения выпуск­ных экзаменов и продолжали болеть после их проведения, за исключением учащихся, заболевших в период проведения вы­пускных экзаменов и имеющих заболевания, включенные в пе­речень заболеваний, которые являются основанием для осво­бождения учащихся от выпускных экзаменов, утверждаемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

учащихся, проживающих или обучающихся в зоне радиа­ционного загрязнения, выезжающих в организованном по­рядке на оздоровление либо санаторно-курортное лечение в сроки, установленные для проведения выпускных экзаменов;

учащихся, не явившихся на выпускные экзамены по ува­жительным причинам;

учащихся, не аттестованных за учебный год по одному-двум учебным предметам.

  1. Тексты для выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в другой срок в письменной форме, состав­ляются управлениями образования областных исполнительных комитетов, комитетом по образованию Минского городского ис­полнительного комитета на основании текстов, содержащихся в сборниках экзаменационных материалов по соответствую­щим учебным предметам,  утверждаемых  Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке.
  2. Организация проведения итоговой аттестации в другой срок осуществляется в соответствии с требованиями главы 7 настоящих Правил.
  3. По результатам итоговой аттестации в другой срок на повторный год обучения остаются:

учащиеся, завершающие обучение на II ступени общего среднего образования и получившие по учебным предметам три отметки «0» баллов, которые складываются из годовых и экзаменационных отметок;                                                     *■

учащиеся, не явившиеся на выпускные экзамены в уста­новленные сроки по трем учебным предметам или получившие на выпускном экзамене отметку «О» баллов по одному учебному предмету.

 

ГЛАВА 9. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА II И III СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Выпускники учреждений образования, имеющие поло­жительные итоговые отметки по всем учебным предметам по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, в том числе выпускники, которым вы­ставлено по учебному предмету «Физическая культура и здо­ровье» «зачтено», выпускники, которые не изучали отдельные учебные предметы по не зависящим от них причинам, отчис­ляются из учреждения образования с выдачей соответствую­щего документа об образовании.
  2. Выпускникам учреждений образования, успешно прошедшим аттестацию по завершении обучения и воспитания на IIступени общего среднего образования,  выдается свидетель­ство об общем базовом образовании (свидетельство об общем
    базовом образовании с отличием), по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования — ат­тестат об общем среднем образовании (аттестат об общем сред­нем образовании особого образца с награждением золотой (сереб­ряной) медалью) в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 98 Ко­декса Республики Беларусь об образовании.
  3. Решение о завершении обучения и воспитания на II и IIIступенях общего

среднего образования и выдаче выпускни­кам свидетельств об общем базовом образовании (свидетельств об общем базовом образовании с отличием), аттестатов об общем среднем образовании (аттестатов об общем среднем образо­вании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью), о награждении похвальным листом, о выдаче справок об обучении принимается руководителем учреждения образования.

  1. Награждение выпускника учреждения образования золо­той или серебряной медалью осуществляется на общих основа­ниях, если он не изучал отдельные учебные предметы по не зависящим от него причинам или:

был освобожден от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» (кроме выпускника специа­лизированного по спорту класса, выпускника средней школы-училища олимпийского резерва);

имеет по учебному предмету «Физическая культура и здо­ровье» отметку «зачтено» (кроме выпускника специализиро­ванного по спорту класса, выпускника средней школы-училища олимпийского резерва);

был освобожден от сдачи выпускных экзаменов.

  1. Решение о выдаче выпускникам аттестатов об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью принимают отделы (управления) обра­зования местных исполнительных и распорядительных орга­нов в двухдневный срок с момента представления учреждени­ями образования необходимых документов и в письменной форме доводят до учреждений образования.
  2. Для принятия решения о выдаче аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью учреждения образования представляют в отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения учрежде­ния образования копии решения педагогического совета о пред­ставлении выпускников к получению аттестатов об общем сред­нем образовании особого образца с награждением золотой (сереб­ряной) медалью, а также следующие документы на представ­ляемых к награждению выпускников:

копии свидетельств об общем базовом образовании с отличием;

ведомости годовых отметок за период обучения на III сту­пени общего среднего образования, экзаменационных отметок, а также итоговых отметок, которые вносятся в аттестат об об­щем среднем образовании особого образца с награждением зо­лотой (серебряной) медалью);

экзаменационные письменные работы.

Для проверки объективности оценивания экзаменационных письменных работ педагогическими работниками учреждений образования приказом отдела (управления) образования мест­ных исполнительных и распорядительных органов создаются комиссии, состоящие из компетентных специалистов по соот­ветствующим учебным предметам. Результаты проверки объек­тивности оценивания экзаменационных письменных работ вы­пускников комиссия вносит в протокол выпускного экзамена. Протокол выпускного экзамена подписывается всеми членами комиссии по соответствующему учебному предмету, хранится в отделе (управлении) образования местных исполнительных и распорядительных органов. Копия протокола выпускного эк­замена доводится до соответствующих учреждений образования.

  1. Золотые и серебряные медали, похвальные листы вру­чаются выпускникам одновременно с аттестатами об общем среднем образовании особого образца.
  2. Учащимся,  не завершившим освоение содержания образовательных программ общего среднего образования или обучавшимся в учреждении образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), не прошедшим государственную аккредитацию, выдается справка об обуче­нии в порядке, установленном Министерством образования Рес­публики Беларусь.

ГЛАВА 10 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

  1. При проведении промежуточной и итоговой аттеста­ции осуществляется оценка поведения учащихся, которая вы­ражается следующими характеристиками: «примерное», «удов­летворительное », « неудовлетворительное».

Оценка поведения учащихся осуществляется в соответствии с критериями поведения учащихся согласно приложению к настоящим Правилам.

  1. Оценка поведения учащихся учреждений образования представляет собой результат воспитания, способ регулирова­ния и стимулирования форм поведения учащихся, их само­развития и самовоспитания, показатель эффективности идеоло­гической и воспитательной работы в учреждении образования.
  2. Поведение учащихся I—XI классов оценивается педа­гогическим работником, выполняющим функции классного руководителя.
  3. Оценка поведения «примерное» выставляется учащимся, которые в полной мере выполняют основные требования, опре­деленные уставом, правилами внутреннего распорядка учреж­дения образования, критериями поведения учащихся согласно
    приложению к настоящим Правилам.

Оценка поведения «удовлетворительное» выставляется уча­щимся, которые не в полной мере выполняют основные требо­вания, определенные уставом, правилами внутреннего распо­рядка учреждения образования, критериями поведения уча­щихся согласно приложению к настоящим Правилам.

Оценка поведения «неудовлетворительное» выставляется учащимся, которые систематически не выполняют основные требования, определенные уставом, правилами внутреннего рас­порядка учреждения образования, критериями поведения учащихся согласно приложению к настоящим Правилам.

Оценка поведения «неудовлетворительное» может быть выставлена за совершение учащимся антиобщественных по­ступков, правонарушений и преступлений.

 

Приложение

к Правилам проведения аттестации

учащихся при освоении содержания

образовательных программ общего

среднего образования

Критерии и показатели оценки поведения

учащихся учреждений общего среднего образования

Критерии

Показатели

 

 

I—IV классы

Гражданственность

знание государственной символики Республики Беларусь; уважительное отношение к государственной симво­лике Республики Беларусь; активное участие в деятельности детских общественных объединений

Товарищество

дружелюбные отношения с одноклассниками; умение проявлять взаимопомощь

Уважение к старшим

вежливость; послушание; оказание посильной помощи

Доброта

готовность помочь близким, друзьям, старшим; бережное отношение к животным

Честность

искренность; правдивость; исполнение обещаний

Трудолюбие

добросовестное отношение к своим обязанностям; участие в общественно-полезном труде

Бережливость

опрятный внешний вид; аккуратность; бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, окружающей среде и природным ресурсам

Дисциплинированность

выполнение устава учреждения общего среднего образования, правил внутреннего распорядка учреж­дения общего среднего образования, правил поведе­ния в общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважи­тельной причине; забота о своем здоровье и здоровье окружающих; исполнительность; добросовестное отношение к учебе

V—VI классы

Гражданственность

знание государственной символики Республики Беларусь; уважительное отношение к государственной симво­лике Республики Беларусь; активное участие в общественно-значимых делах класса, учреждения общего среднего образования, деятельности детских общественных объединений

Критерии

Показатели

Товарищество и кол­лективизм

стремление находиться в коллективе; дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками; уважение и взаимопомощь

Уважение к старшим

вежливость; послушание; оказание посильной помощи

Доброта

готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам; бережное отношение к животным

Честность

искренность; правдивость; исполнение обещаний

Трудолюбие

добросовестное отношение к своим обязанностям, участие в общественно-полезном труде

Бережливость

опрятный внешний вид; аккуратность; бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, окружающей среде и природным ресурсам

Дисциплинированность

выполнение устава учреждения общего среднего образования, правил внутреннего распорядка учреж­дения общего среднего образования, правил поведения в общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважи­тельной причине; забота о своем здоровье и здоровье окружающих; исполнительность; добросовестное отношение к учебе

 

VII—IX классы

Гражданственность

знание государственной символики Республики Беларусь; уважительное отношение к государственной симво­лике Республики Беларусь; активное участие в общественно-значимых делах класса, учреждения общего среднего образования, деятельности детских и молодежных обществен­ных объединений

Товарищество и кол­лективизм

дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками; уважение и взаимопомощь; выполнение коллективных решений; выражение благодарности

Гуманность

доброжелательные отношения с окружающими; уважение старших; готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам

Честность и принци­пиальность

искренность; правдивость; исполнение обещаний; способность осознавать и признавать свои ошибки; уметь прислушиваться к конструктивной критике товарищей или старших; критически относиться к результатам своего труда

 

Критерии

Показатели

Добросовестное отно­шение к труду

добросовестное отношение к своим обязанностям; участие в общественно-полезном труде и социально значимой деятельности, стремление выполнить ее качественно; вдумчивое отношение к выбору будущей профессии

Дисциплинированность

выполнение устава учреждения общего среднего образования, правил внутреннего распорядка учреж­дения общего среднего образования, правил поведе­ния в общественных местах; исполнительность; отсутствие опозданий или пропусков по неуважи­тельной причине; выполнение поручений старших; настойчивость в достижении поставленной цели; забота о своем здоровье и здоровье окружающих; добросовестное отношение к учебе

Эстетическое развитие

опрятный внешний вид; аккуратность; бережное отношение к своим вещам и имуществу учреждения общего среднего образования; стремление к самосовершенствованию; бережное отношение к окружающей среде и природ­ным ресурсам

X—XI классы

Гражданственность

знание государственной символики Республики Беларусь; уважительное отношение к государственной симво­лике Республики Беларусь; участие в общественно-значимых делах класса, учреждения общего среднего образования, деятель­ности молодежных общественных объединений; активная гражданская позиция

Товарищество и кол­лективизм

дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками; уважение и взаимопомощь; выполнение коллективных решений; выражение благодарности; умение отстаивать честь своего коллектива

Гуманность

доброжелательные отношения с окружающим; уважение старших; толерантность к другим, готовность помочь одно­классникам, младшим товарищам

Честность и принци­пиальность

искренность; правдивость; исполнение обещаний, единство слова и дела; устойчивость взглядов и убеждений; привычка открыто и корректно высказывать свое мнение, проявлять самокритичность, давать оценку антиобщественным поступкам

Добросовестное отно­шение к труду

добросовестное отношение к своим обязанностям; участие в общественно-полезном труде и социально значимой деятельности, стремление выполнить ее качественно; вдумчивое отношение к выбору будущей профессии

 

 

 

Критерии

Показатели

Дисциплинированность

выполнение устава учреждения общего среднего образования, правил внутреннего распорядка учреж­дения общего среднего образования, правил пове­дения в общественных местах; исполнительность; соблюдение правил поведения в учреждении общего среднего образования, общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважи­тельной причине; выполнение поручений старших; настойчивость в достижении поставленной цели; забота о своем здоровье и здоровье окружающих; добросовестное отношение к учебе

Эстетическое развитие

опрятный внешний вид; аккуратность; бережное отношений к своим вещам и имуществу учреждения общего среднего образования; стремление к самосовершенствованию; приобщение к общечеловеческим ценностям и ду­ховно-нравственным традициям белорусского народа; бережное отношение к окружающей среде и природ­ным ресурсам

 

 

г. Минск, ул. Брестская, 66

телефон/факс: +375 17 364 45 06, e-mail: sch110@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство: №1141101879 от 24 июня 2011 г.